Их последние письма, написанные незадолго до повешения

Последнее письмо, которое Дениз Гезмиш написал своей семье перед тем как его повесили

“6.5.1972

Дорогой папа,

Когда вы получите это письмо, меня уже не будет среди вас. Я знаю, что сколько бы я ни говорил вам не скорбеть, вы будете скорбеть. Но я хочу, чтобы вы были сильными, несмотря на эту ситуацию, люди рождаются, растут, живут и умирают, важно не то, чтобы жить долго, а то, чтобы сделать много дел, пока живешь. По этой причине я воспринимаю ранний уход из этой жизни как нормальное явление. Кроме того, мои друзья, ушедшие из жизни раньше меня, не пали духом перед смертью. Не сомневайся, я тоже буду непоколебим, твой сын не впал в жалкое и беспомощное состояние перед смертью, он сознательно встал на этот путь и знал, что таким будет его конец. У нас с тобой различные взгляды, но, думаю, ты меня поймешь. Я верю, что не только вы, но и курдский и турецкий народ, живущий в Турции, поймет меня. Я дал своим адвокатам необходимые инструкции в отношении моих похорон. Я также изложу их прокурору. Я хочу быть похороненным рядом с моим другом Тайланом Озгюром, который умер в Анкаре в 1969 году. Поэтому не перевози мое тело в Стамбул, задача утешить матери ложится на тебя, я оставляю свои книги моему младшему брату. Я хочу, чтобы ты обратить на него особое внимание. Я хочу, чтобы он стал ученым, пусть занимается наукой и не забудет, что научная деятельность – это тоже в какой-то степени служение на благо человечества, наконец, хочу подчеркнуть, что не испытываю ни капли сожаления обо всем, что я сделал, обнимаю тебя, моя мать, мой старший брат и мой младший брат, со всей силой пламени моей революционной борьбы.

Твой сын Дениз Гезмиш”


Письмо, которое Юсуф Аслан написал своей семье перед тем как его повесили

2.5.1972 вторник

“Дорогой папа…

Когда ты получишь это письмо, я навсегда покину этот мир. Я догадываюсь, как ты будешь потрясен. Хорошо известно, сколько горя вы пережили из-за меня за последние полтора года. Я могу только пожелать, чтобы ты принял это последнее событие со стойкостью.

Папа, и в этом случае моя мама и Юджель очень нуждаются в твоем утешении и поддержке. Поэтому, чем более сильным ты будешь, тем лучше будет для них и для твоего здоровья. Конечно, нелегко принять, что твой сын, ради воспитания которого ты трудился всю жизнь, будет убит всего за один день. Но вы знаете, за что и против кого я боролся. С этой точки зрения я уйду спокойно и с чистой совестью. Я знаю, что с этой точки зрения вы тоже будете спокойны и полны душевного мира.

Папа, я уже писал выше, что моя мама и Юджель очень нуждаются в твоей поддержке. Я уверен, что ты будешь использовать все свои силы, чтобы утешить их. Папа, хочу добавить, что я чувствую себя ответственным за болезнь Юджеля. Я нисколько не сомневаюсь, что ты сделаешь все для Юджел. Я скажу кое-что для моей старшей сестры и ее семьи: пусть они не сильно скорбят, после того как они преодолеют шок от этого события, пусть продолжат свою обычную жизнь. Что сказать для Мехтап, поцелуйте ее много раз от моего имени.

Папа, если ты позаботишься о моих друзьях, которые находятся в тюрьме, если ты будешь время от времени навещать их, я буду очень счастлив. О каждом из них можно сказать, что он твой сын. Я знаю, что ты никогда не забудешь моих друзей и своих, которые сделали все возможное для нас.

На этом я заканчиваю свое письмо… Дорогой папа, я с тоской обнимаю тебя, мою маму, Юджел, мою старшую сестру, брата Азиз, Мехтап.

Прощайте

T. Юсуф Арслан”


Последнее письмо, которое Хусейн Инан написал своей семье перед тем как его повесили

“Моему отцу, моей матери, моим братьям и моим близким родственникам,

Я не могу найти много слов, чтобы сказать. Естественный конец, к которому в конце концов приходит каждый человек, по известным Вам причинам рано встал на моем пути.

Я догадываюсь, какую боль и печаль Вы испытываете.

Я верю, что в будущем вы поймете мою ситуацию гораздо яснее.

Будьте стойкими

Постарайтесь забыть свою боль и печаль.

Всем своим существом я передаю вам привет и любовь!

Многое можно было бы написать, но нет ни возможности, ни сейчас не время для этого.

Приветствую вас от всего сердца…

Хусейн Инан”

Источник: Халит Челенк, Воспоминания о ночи повешения (İdam Gecesi Anıları), Onur Yayınları, 6-е издание, Стамбул 1986,